Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности

13 ноябрь 2025, Четверг
10 055
0
+340
Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Пристегнуть ремень в автомобиле или в кресле самолета — привычные действия для современного пассажира. Вот только в вагоне поезда таких ремней просто нет, и это кажется парадоксом: железнодорожный состав едет быстро, и даже в теории опасность для пассажиров очень велика. Ответ же кроется не в скорости, а в фундаментальных различиях между видами транспорта, да и в самих принципах выживания, случись в пути авария. Отсутствие ремней безопасности в поездах — совсем не упущение инженеров.

Физика катастрофы

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

В автомобиле это стандарт

Безопасность пассажиров в поезде и в автомобиле – это совершенно разные понятия, а причина кроется в разных процессах, которые происходят во время резкого изменения скорости. В обоих случаях во время аварий возникают перегрузки, но они сильно отличаются. В автомобиле главный кошмар — лобовое столкновение. Машина массой в полторы тонны на скорости 60 км/ч за доли секунды останавливается при ударе о неподвижное препятствие, а пассажир по инерции продолжает движение вперед с прежней скоростью. Ремень безопасности в этой ситуации играет важную роль: он буквально «растягивает» время остановки пассажира, за счёт чего огромная перегрузка в десятки G распределяется на длинный отрезок времени и воздействует на более прочные участки скелета. Без него невозможно избежать чрезвычайно сильного удара о рулевую колонку или лобовое стекло.

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Ремни безопасности в самолёте и последствия турбулентности

В самолете главная опасность кроется не в столкновении, а в турбулентности: лайнер может «упасть» в воздушную яму и резко провалиться на десятки метров. В этот момент пассажиры, не пристегнутые ремнями, по инерции продолжают движение вверх, с силой бьются о потолок салона и получают серьезные травмы. Здесь ремень — это страховка от неконтролируемого перемещения внутри салона.

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

В вагоне поезда другая политика

С поездом ситуация совершенно другая. Самая главная его проблема – колоссальная масса в сотни тонн и такая же огромная инерция, из-за которой вагон не может остановиться мгновенно. При этом энергия удара расходуется не на резкую остановку, а на протяжённое во времени смятие вагонов «в гармошку» и их возможное опрокидывание. В такой ситуации опасность для пассажира представляет не мгновенный удар, а сложное движение вагона, разрушение его конструкций и падение предметов вокруг. Грубо говоря, ремень безопасности – это привязь, мешающая избежать удара.

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

От такого ремни не спасут

Именно массу и принимали в расчёт инженеры в работе над безопасностью. Легковой автомобиль весит 1,5–2 тонны, пассажирский самолет — от 70 до 100 тонн, а масса железнодорожного состава легко превышает 500–700 тонн, а потому обычные меры безопасности здесь просто не будут работать. По меркам автомобильного ДТП, авария поезда – это очень медленный процесс, но опасные перегрузки есть и здесь, хоть они и имеют другую природу. Во время резкого замедления вагону достаётся множество ударов, он постоянно меняет направление, а его конструкция ломается и деформируется. Помощь ремня безопасности в подобной ситуации очень сомнительна, скорее, пассажир не сможет сгруппироваться и хоть как-то подстроиться под столь дикое движение.

Особенности

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Каркас автомобиля

Помимо всего прочего, пассивная безопасность в автомобиле и в поезде различается радикально. Современный автомобиль изначально проектируется, чтобы ломаться во время аварии: его передняя и задняя части представляют собой зоны программируемой деформации. При ударе эти секции сминаются, как гармошка, поглощают и рассеивают энергию столкновения, защищая таким образом людей внутри. В свою очередь, жесткая клетка салона остаётся нетронутой, а ремни не дают пассажирам вылететь из этой безопасной зоны.

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Вагон строится по-другому

Железнодорожный вагон инженеры строят по другому принципу, их главная задача здесь — сохранить целостность жесткого стального каркаса во время схода с рельсов. При этом энергию удара гасит не деформация отдельных секций, а огромная масса состава и специально рассчитанная прочность конструкции. Даже современные кресла в поездах проектируются с учетом безопасности — их спинки могут деформироваться и поглощать удары, смягчая для пассажира столкновения. Поэтому самую большую опасность для пассажира представляет не мгновенная перегрузка, а последствия деформации салона. Багаж с верхних полок, оторвавшиеся кресла, элементы внутренней отделки — всё это во время аварии летает по салону и превращается в смертоносные снаряды. Согласно отчётам, составленным во время многочисленных исследований безопасности поездов, пассажир будет в гораздо большей опасности, если его жестко пристегнуть в кресле. Тогда он не сможет ни уклониться от летающих по вагону предметов, ни переместиться в менее опасную часть салона.

Опасный предмет в поезде

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Ремней в вагоне нет вообще

За долгую историю железнодорожного транспорта случилось много серьёзных и не очень аварий, а учёные собрали обширный архив данных в тестах и испытаниях пассажирских поездов. В любой железнодорожной аварии привычные для автомобилей понятия безопасности переворачиваются с ног на голову. Если для машины главное – это зафиксировать пассажира и не дать ему расшибиться, то из вагона его необходимо как можно быстрее вытащить. Возможное задымление, повреждённая электропроводка, пожар из-за разлива топлива, падение в воду и ещё множество причин заставляют спасателей спешить с эвакуацией. В подобной ситуации драгоценное время будет тратиться на расстёгивание ремня и попытки из него выпутаться, и это гораздо хуже, чем его принципиальное отсутствие.

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Здесь упор делается на прочность конструкции

Кроме того, в перевёрнутом вагоне ремень фиксирует пассажира в неестественном и очень уязвимом положении. Человек оказывается буквально подвешенным в кресле и не имеет никакой возможности отстегнуть ремень и выбраться самостоятельно. Ещё хуже, если его зажмёт чем-то тяжёлым, и тогда кресло превратится в настоящую ловушку. Таким образом, после долгих лет исследований учёные сделали вывод, что потерять свободу передвижения в салоне гораздо опаснее, и по этой причине ремни безопасности вообще убрали из поездов.

Загадка поездов – почему в вагонах нет ремней безопасности безопасности, время, пассажира, автомобиле, очень, ремень, ситуации, вагоне, опасность, поездах, главная, скорости, кроется, ремни, салона, пассажиров, масса, удара, гораздо, здесь

Здесь даже кресла особенные

Ремни безопасности пока что никто всерьёз не собирается устанавливать в поездах. Вместо этого технику развивают в другом направлении: совершенствуют системы автоматического торможения, укрепляют кузова вагонов, создают новые пожаростойкие материалы. Согласно статистике, железнодорожный транспорт остается одним из самых безопасных в мире, с минимальным риском для пассажиров. И это только подтверждает выбранный железнодорожниками подход.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии:
Прокомментировать
Юмор, приколы, новости и разная белиберда)))
Тут все как то так! © 2025